Добиться качественного звучания – одна из важнейших задач при создании домашней системы. И решить её можно разными способами. Конечно, всё зависит от желаний и потребностей клиента… Но, в конечном итоге, всё сводится к качеству звука. Задумывались ли вы, чем отличаются встраиваемые акустические системы от привычных корпусных? Эми Стоунхэм с портала HiddenWires пытается разобраться в этом вопросе.
Мы рассмотрим два типа акустических систем. Их преимущества с точки зрения пользователя и особенностей помещения. И то, какого качества звучания от них можно ожидать. Цель создания этого материала – помочь с выбором подходящей акустики для проекта. Он будет полезен и пуристу-аудиофилу, стремящемуся получить только самое лучшее, и любителю музыки, которому нужна удобная мультирум-система. И, конечно, тому, кто стремится соблюсти разумный баланс.
Знакомую всем традиционную напольную акустику предпочитают, как правило, те, кто любят слушать музыку в специально отведенном для этого помещении. Разумеется, напольные колонки используются и в домашних кинотеатрах, гостиных, зонах отдыха. Зачастую их воспринимают и как эффектный элемент интерьера.
Встраиваемые, или архитектурные, колонки встраивают в стены и потолки, чтобы сделать их малозаметными или совсем невидимыми. Подобная инсталляция востребована в самых разных условиях. Потолочные акустические системы идеально подходят для фоновой музыки в кухне или в ванной комнате, но могут использоваться и в качестве высотных каналов в домашних кинотеатрах или гостиных. Стеновые колонки успешно обеспечивают фронтальное или тыловое звучание в домашних кинотеатрах и музыкальных системах.
Вникая в детали
При ближайшем рассмотрении, задача выбора оказывается несколько сложнее. Недостаточно просто спросить клиента, что именно он предпочитает видеть в своём доме. Приходится учитывать множество факторов и рассматривать различные варианты, прежде чем выбрать пару напольных или встроенных колонок.
«Обсуждая выбор акустики и её размещение я, прежде всего, интересуюсь, как клиент будете использовать комнату и что будет слушать, – говорит Ник Фихте, директор по глобальным продажам компании L-Acoustics Creations. – Например, применительно к кухне мне, скорее всего, ответят, что здесь будут готовить еду и заодно – слушать радио. Но когда хозяин будет принимать гостей, ему захочется продемонстрировать более высокое качество звучания. При этом гости будут рассредоточены по комнате, и мало кто окажется в идеальной позиции для правильного восприятия стерео. Таким образом, вы сразу поймёте, что в данном случае более предпочтительным окажется решение со встроенной акустикой. Ведь когда за столом много гостей, важно равномерное звуковое покрытие».
Однако если помещение будет использоваться как комната, специально предназначенная для прослушивания музыки, то выбор может склониться в пользу напольной акустики.
«Качество звучания зависит от предполагаемого использования помещения, – говорит Майк Кавано, вице-президент по международным продажам компании Sonance. – Если клиент заинтересован в том, чтобы выделить комнату специально для прослушивания музыки, то наилучшим решением будут мощные напольные колонки. Далее необходимо принять во внимание то, как, по мнению клиента, должна выглядеть его аудиосистема в интерьере помещения. Возможно, напольные колонки просто не вписываются в интерьер. И вместо них лучше выбрать хорошую архитектурную акустику, чтобы сохранить внешний вид и атмосферу комнаты».
Как отмечает Кавано, качество звучания не всегда является определяющим. Зачастую интерьер сам диктует условия, какие колонки установить – привлекающие внимание напольные или скрытые встроенные.
«Соображения эстетики могут легко перевесить любые рациональные доводы. И заставить сделать выбор в пользу того или иного подхода, — объясняет Дес Форд, менеджер по техническому маркетингу из Meridian Audio. — Многим доставляет удовольствие внешний вид колонок, которые они считают предметом своей гордости».
«Некоторые клиенты или дизайнеры интерьеров терпеть не могут напольную акустику. Они оценивают её как оборудование, которым мы вынуждены пользоваться, и которое должно быть скрыто от глаз. Между тем, сложности, сопутствующие процессу установки встраиваемой акустики, могут стать причиной для отказа от неё. В стадии строительства или ремонта встроить колонки в стены или потолок гораздо проще, чем в уже отделанной и красиво оформленной комнате».
Еще одним аспектом, способным повлиять на решение, является размер и форма помещения.
«Размер и форма помещения оказывают огромное влияние на звук, – говорит Амит Рават, управляющий директор компании Lithe Audio. – Потолочные акустические системы, равномерно расположенные по всей площади, наполнят звуком все помещение, независимо от его формы и размера. Напольные колонки дают оптимальное звучание только в зоне фокуса».
Никогда не ставьте их в угол
Размещение и позиционирование акустики играет решающую роль для улучшения качества звучания. Неграмотно расположенные колонки не смогут обеспечить атмосферу погружения в музыку. И это вдвойне справедливо для домашнего кинотеатра. Ведь конечная цель настройки системы состоит в том, чтобы слушатель забыл о существовании колонок и перенесся на сцену концертного зала или в гущу событий, происходящих на экране.
Начинающие нередко размещают колонки в углах комнаты: ведь с точки зрения использования пространства это самое простое решение. Но эту идею можно назвать губительной для качества звука.
«Напольные колонки требуют пространства, чтобы обрести «акустическое дыхание». И не смогут раскрыть свой потенциал, если их зажать в угол или поставить слишком близко к боковой стене, – поясняет Энди Керр, директор по маркетингу и коммуникациям из Bowers & Wilkins. – В идеале, они должны быть установлены так, чтобы обеспечить широкую, глубокую и высокую звуковую сцену сразу для нескольких слушателей, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Не менее важны также пол (деревянный или бетонный, голый или с ковром) и стены (кирпичные или деревянные). Хотя, если всё сделать правильно, то в целом напольная акустика даст более убедительное звучание, чем встроенная».
Соглашаясь с этим утверждением, представитель компании Sound United отмечает:
«Очень важно правильное размещение акустических систем. Поэтому для достижения оптимальных результатов желательно немного поэкспериментировать. А лучше всего – проконсультироваться со специалистом. Установка в углу не рекомендуется. В идеальном варианте, место прослушивания должно находиться на одинаковом расстоянии от левой и правой колонок».
Но избегать следует не только размещения акустики в углах комнаты. Джеймс Драмми, менеджер по продукции компании AWE Europe, советует:
«Колонки всегда звучат лучше, когда находятся на уровне головы слушателя. Мы ожидаем, что звук будет исходить именно оттуда, и уши приспособлены для восприятия звука спереди. Потолочная акустика отлично подходят для помещений, где вы не ожидаете увидеть колонки – например, в кухне или в ванной. Она служит для фонового звука там, где вы не хотите или не можете устанавливать колонки на уровне ушей. А для максимально высокого качества звучания наилучшим решением будут напольные колонки. Вся их конструкция ориентирована на формирование безупречного звука, а грамотно сделанный корпус способствует получению максимальной отдачи от динамиков».
Однако, как объясняет Дес Форд, иногда проблема заключается именно в том, что напольники стоят на полу! Если требуется воспроизведение звука на уровне «выше головы», в кинотеатрах используются колонки пространственного звучания или верхние каналы. То же касается и помещений, где кресла или другая мебель блокирует прохождение звука. Между тем, архитектурные акустические системы способны поднимать звук в воздух». Просто в подобных случаях одно решение может оказаться эффективнее, чем другое.
«В отличие от прежних времён, сейчас инсталляционные колонки, если все сделано правильно, могут звучать превосходно, обеспечивая высокую достоверность звука не хуже традиционной Hi-Fi акустики, – признаёт Майкл Джонсон, директор по глобальному маркетингу из Monitor Audio Group. – Ключевым фактором для принятия решения здесь является пространство или место, где будет звучать музыка.
Естественно, если имеется выделенное пространство, где должна быть оборудована комната прослушивания со стереосистемой, традиционные автономные колонки там будут предпочтительнее встройки. Кроме того, следует учитывать стремление клиента принадлежать к «аудиофильскому комьюнити» и высокую ценность, которую для него представляет физическое присутствие колонок. В конце концов, акустика в деревянном корпусе – во многом форма искусства. Однако существуют помещения слишком тесные для размещения в них традиционных корпусных колонок: прихожие, ванные комнаты, кухни. И здесь на помощь приходит встраиваемая акустика, устанавливаемая по индивидуальному проекту».
Встраиваемая акустика
Некоторые считают, что при использовании встроенных в потолок или в стену колонок могут пострадать характеристики и качество звука. Но это не всегда верно.
«У себя в Sonance мы считаем, что от некоторых моделей нашей архитектурной акустики можно добиться качества, сопоставимого со многими напольными моделями, или даже превосходящего их, – говорит Кавано. – Правильно подобранная и установленная система встраиваемых колонок и сабвуферов обеспечивает самые высокие характеристики. А будучи максимально адаптированной к дизайну помещения, производит поистине незабываемое впечатление».
Великолепно звучащая встраиваемая акустика часто востребована в домах элитного сегмента. Кроме того, она идеально подходят для домашних кинотеатров.
«Стеновая и потолочная акустика представляет собой отличный выбор для системы домашнего кинотеатра. Особенно, если та поддерживает формат Dolby Atmos, – поясняет Керр. – Смонтированный высоко в потолке излучатель зачастую выигрывает от естественной задержки, которая отсутствует в традиционных напольных или полочных колонках, находящихся ближе к слушателю. Такая задержка возникает из-за большего расстояния между потолочной акустикой и ушами сидящего слушателя».
«Для встроенной акустики невероятно важен выбор точки установки, – говорит Джеймс Тодд, старший менеджер по глобальной линейке продуктов из HARMAN Luxury Audio Group. – Неверный выбор места приведёт к плохому звучанию во всей комнате. Вся акустика (и архитектурная, и традиционная) демонстрирует наилучшие характеристики, излучая звук вперёд – по оси. Чем дальше от оси находится слушатель, тем глуше и «мутнее» звук. Именно по этой причине потолочные колонки не следует устанавливать в углах, если только они не оснащены поворотным твитером.
Без дополнительной настройки DSP-процессора звучание баса в угловых точках комнаты может оказаться гулким и чрезмерным. Мало того, излучатель может вызывать резонанс, когда начинает вибрировать стена или внутренние конструкции».
Главная причина популярности архитектурной акустики состоит в том, что она не занимает места и может быть незаметной.
«Явное преимущество встраиваемых в стену или потолок колонок в том, что они не занимают столько места, как традиционные колонки, – отмечает Драмми. – Встроенные в стену излучатели – идеальное решение для домашнего кинотеатра: их можно установить за экраном, и звук будет исходить прямо с места действия».
«Встраиваемая архитектурная акустика позволяет клиенту не нарушить сохранить дизайн интерьера и получить хорошее звучание, – добавляет Кавано. – Встроенные излучатели можно разместить по всему пространству, а их размер и форма могут быть подобраны так, чтобы соответствовать другим элементам декора.
Напротив, напольные колонки подходят тем, для кого важнее идевльное качество звучания, а дизайн помещения – не самое главное. Звучание таких колонок ориентировано на слушателя, находящегося в определённом месте. Такой вариант идеален для тех, кто просто хочет сидеть и наслаждаться музыкой».
Встраивание в стены и потолок также может свести к минимуму риск повреждения акустических систем.
«Традиционные колонки могут оказаться особо уязвимыми, если в семье есть маленькие дети или непоседливые домашние животные, – говорит Керр. – Встроенная же акустика незаметна, надёжна, проста в обращении, не занимает лишнего места. Она способна обеспечить целостное звучание на большом пространстве (в зависимости от типа установки) и очень эффективна в домашнем кинотеатре».
Крайне важно со знанием дела подойти к выбору подходящего типа архитектурной акустики. Ведь качество её звучания зависит от множества факторов.
«Динамики напольных колонок установлены в корпусе, который сконструирован так, чтобы обеспечить им оптимальные условия работы. И, тем самым, высококачественное звучание, – рассказывает Рават. — Динамик же потолочной акустики открыт сзади, и полость в потолке будет оказывать огромное влияние на звук. Некоторые модели встройки выпускаются в «закрытом» корпусе. В таком случае динамик имеет свой собственный, заранее рассчитанный рабочий объём, что обеспечивает оптимальное звучание. Всё зависит от квалификации специалиста-инсталлятора, его умения выбрать правильные элементы для создания сбалансированной системы встроенных колонок в помещения клиента».
«Если у колонки нет собственного корпуса, то его роль сыграет конструкционная пустота в стене или потолке, – добавляет Форд. – Такие пустоты очень редко дают хорошие результаты. Закрытая конструкция с собственным корпусом позволяет устранить эту проблему».
В то же время, Фихте считает, что акустические системы с открытой конструкцией только выигрывают от установки в стену или потолок.
«При встраивании таких колонок вы можете использовать поверхность стены или потолка для улучшения их характеристик и повышения эффективности. Вообще, для встраивания в стену или потолок предусмотрены разные настройки динамиков, помогающие использовать преимущества физических свойств поверхности».
Всё о басе
При выборе между напольными и встроенными колонками следует учитывать, насколько важно для вас сохранить качество воспроизведения нижних частот. Напольные колонки представляют собой универсальное многополосное решение, обеспечивая мощный и глубокий бас. Тогда как добиться того же со встраиваемой акустикой возможно не всегда. В этом случае рекомендуют использовать специальные встраиваемые сабвуферы.
«Добиться со встройкой того же басового напора, что и с напольными колонками, действительно проблематично, – признаёт Керр. – Справиться с этой задачей отчасти помогает конструкция с закрытым корпусом. Однако из-за стремления уменьшить монтажную глубину, рабочий объём такой акустики чаще всего не сравним с корпусом обычных колонок. Поэтому наша инсталляционная акустика имеет ограниченную полосу пропускания. А для «полнодиапазонного» воспроизведения используется сабвуфер».
Тодд также отмечает, что при использовании встраиваемого решения компромисс в области баса неизбежен.
«Корпус напольных колонок спроектирован и настроен так, чтобы работать с установленными в нём динамиками для воспроизведения всех звуков, включая басы. Но встраиваемые в стену или потолок колонки обычно не имеют корпуса с такой настройкой. Они устанавливаются в пустое пространство стены или потолка, которое всегда неоднородно. И не предназначено для работы с акустическими компонентами. Следовательно, воспроизведение нижних частот чаще всего непредсказуемо.
Существуют решения в виде встраиваемых в стену или потолок монтажных коробов. Лучшие из них требуют установки до того, как стена или потолок будут закрыты гипсокартоном. Да, звук улучшится, но они потребуют дополнительных расходов на материалы и установку. Хотя и в этом случае напольные колонки, скорее всего, будут воспроизводить бас лучше и с меньшими усилиями».
С другой стороны, если у встройки баса может не хватать, то с напольными колонками иногда возникают прямо противоположные проблемы.
«Характер помещения существенно влияет на звучание баса при использовании любых колонок, – продолжает Тодд, – и колонки, воспроизводящие больше низких частот, подвергаются более сильному воздействию. В помещении возникают специфические низкочастотные резонансы, связанные с его длиной, шириной и высотой. Их можно устранить с помощью измерений и DSP-коррекции с применением таких инструментов, как Dirac Live, что поможет значительно улучшить общее качество звучания любой системы.
Напольные колонки хуже всего звучат, когда задвинуты в угол. Этого следует всячески избегать. Чтобы улучшить бас, отодвиньте колонки от стен. Таким образом, двигая колонки и слушая их звучание на разном расстоянии от задней стены, можно получить оптимальный уровень баса. Именно оптимальный, а не избыточный!».
Как отмечает представитель компании Sound United, встраиваемые решения влияют не только на бас.
«При такой установке стена и потолок выступают в роли акустического экрана (передней панели), который по площади значительно превосходит переднюю панель корпуса традиционной акустики. Звук будет рассеиваться сильнее, чем в обычных колонках, и утратит сфокусированность. Сделать этот эффект менее выраженным поможет продуманная конструкция и схема установки, поэтому последние годы разработчики встраиваемой акустики уделяют этому большое внимание».
Смена положения
Покупка любого музыкального оборудования – ответственный шаг. Нужно принимать во внимание его размеры и стоимость. А также заранее продумывать его размещение в комнате. И встраиваемые колонки невозможно столь просто перемещать, как большинство напольных моделей.
«Встроенные колонки высвобождают пространство, расширяя возможности для размещения мебели в комнате, – говорит Форд. – Когда акустика органично интегрирована в систему умного дома, все члены семьи могут пользоваться ими без необходимости «включать Hi-Fi». Многим очень нравится эффект погружения в музыкальную атмосферу без явного присутствия больших напольных колонок: так легче воспринимать звук, абстрагируясь от оборудования, которое его воспроизводит. А ведь именно это всегда и было целью хорошей акустики.
Но переместить встроенные колонки после установки будет совсем непросто! И запоздалая мысль о том, что телевизор лучше было бы повесить на другой стене, осложняется необходимостью заново встраивать акустику».
Кроме того, встраивание колонок в стены и потолки намного сложнее, чем простое размещение традиционной акустики на полу. Процесс включает строительные работы, которые могут нарушить уже имеющийся дизайн помещения.
«Установка архитектурной акустики требует планирования: необходимо заранее проложить кабели и предусмотреть место для усилителей, – поясняет Рават. – Позднее установка с прокладкой кабелей может оказаться проблематичной».
Есть и исключения. Например, потолочная акустика Lithe Audio имеет встроенные усилители и возможности подключения. Это облегчает установку как в новых зданиях, так и во время ремонта.
«Lithe Audio предлагает активные потолочные колонки, – продолжает Рават, – от простых моделей с функцией Bluetooth до акустики для многокомнатных систем серии Pro. Все они отличаются простотой установки и запитываются через РPoE или от электросети 110/240 В».
Джонсон признаёт сложность установки инсталляционной акустики. Но, вместе с тем, считает, что если клиент доволен интегрированным решением, то преимущества такого решения перевешивают его недостатки.
«Скрытая аудиосистема привлекательна по многим причинам. Это и сохранность дизайна интерьера, и даже согласие в семье. Такое решение отвечает интересам всех обитателей квартиры, которые имеют разные запросы и потребности. При этом встраиваемая система сложна в установке. А также потенциально более затратна, что уже само по себе может представлять серьёзную проблему. Правда, значительной части головной боли можно избежать: достаточно обратиться к хорошему инсталлятору!».
Если тщательно проработать проект с самого начала, многих проблем можно избежать. Особенно когда речь идёт о выделении специальной комнаты – например, под домашний кинотеатр. Важно с первого раза правильно разместить всю акустику.
«Размещение колонок – это первое, о чём следует подумать, – подчёркивает Фихте. – Для стереофонической музыки используются два канала: левый и правый. Если вы собираетесь установить потолочную акустику в многоцелевом помещении, то зачастую приходится сталкиваться со сложностями, связанными с оптимальным размещением колонок. Планируя внутристенную установку, необходимо думать о помещении в целом. Выбор лучшего с акустической точки зрения места для встраивания колонок может оказаться неприемлемым с точки зрения дизайна интерьера».
Кавано утверждает, что перестановка встроенных колонок в другое место не обязательно должна сопровождаться проблемами.
«Многие модели архитектурной акустики имеют возможности для упрощённого встраивания в поверхность. Да, интегрированную акустику легче устанавливать на стадии строительства дома. Но есть и множество вариантов, приспособленных для модернизации. Такая акустика проста в установке: достаточно в стене или потолке вырезать отверстие по шаблону, вставить колонку и закрепить с помощью специальных приспособлений».
«Если у клиента есть желание и средства, то модернизация вполне доступна, – добавляет Джонсон. – Хотя, конечно, работа может оказаться сложной и дорогостоящей. Новые строящиеся здания имеют ряд преимуществ, благодаря использованию современных строительных технологий и простоте доступа к потенциальным местам установки!».
Комбинированное решение
Иногда делать радикальный выбор вовсе не обязательно. В некоторых случаях встроенную акустику можно сочетать с напольными колонками. Это особенно уместно в многоцелевых медиа-комнатах. Представитель компании Sound United заключает:
«Комбинация стеновой встраиваемой акустики для основных каналов и потолочной для высотных даст хорошие результаты как в домашнем кинотеатре, так и в многоканальной системе. Для тех, кому важно максимально высокое качество звучания музыки, хорошим вариантом будет сочетание напольных или полочных корпусных колонок для левого/правого стереоканалов и встроенной в стены/потолок акустики – для остальных каналов. Остается только выбрать колонку центрального канала, которая может относиться к тому или иному типу – в зависимости от планировки и конструкции помещения, а также используемых AV-компонентов (при наличии таковых)».