Не придавайте значения сравнительно скромным габаритам. Их внешность идеально соответствует полноформатным студийным мониторам JBL. Все сомнения отметают фирменный рупор и басовик с парой фронтальных портов фазоинвертора. Эти колонки просто рождены для рока! Акустика JBL 4309 заработала значок «Highly Commended» от экспертов журнала Hi-Fi News.
Толщина стенок корпуса составляет внушительные 18 мм. Помимо этого, в конструкции используется Н-образная стяжка. В итоге вес одной колонки достигает 11 кг. Внешний облик 4309 уже привычен для поклонников марки: натуральный шпон по кругу и фирменная синяя фронтальная панель. На задней стенке – только две пары клемм для бивайринга/биампинга.
Дюймовый компрессионный драйвер 2410H-2 (фактически – упрощённая версия флагманского D2) снабжён кольцевой V-образной мембраной из полиэстера Teonex и нагружен на рупор HDI (High-Definition Imaging). С передней панели возможна регулировка отдачи в ±1 дБ.
Низкочастотный динамик калибром 165 мм оснащён целлюлозным диффузором и литой металлической корзиной. В магнитной системе, помимо прочего, используется длинноходная звуковая катушка и медный короткозамкнутый виток. Заявленные чувствительность в 87 дБ и сопротивление в 4 Ом полностью подтверждаются измерениями. Более того, это минимально возможный импеданс с практически нулевыми фазовыми сдвигами. То есть фактически – идеальная нагрузка. В том числе – и для лампового усилителя.
Несмотря на характерную внешность, 4309 могут звучать далеко не только громко или старомодно. В первую очередь, это очень комфортный и одновременно – точный звук.
Для начала, их следует разместить на стойках. Оптимальная высота в данном случае стандартна: это 60 см. Желательна также дистанция хотя бы в полметра от стен и небольшой доворот на слушателя. Для фонового прослушивания вполне хватит и нескольких ватт от любого усилителя. Но для полноценного звука в просторном помещении рекомендация производителя по минимальной мощности в 25 Вт выглядит разумной.
Мощность добавляет далеко не только громкость, существенно возрастают масштаб и динамика.
«Сон Геронтия» Эдуарда Элгара в исполнении Берлинской государственной капеллы под руководством Даниеля Баренбойма – отличная демонстрация возможности этих компактных колонок в формировании звучания большого оркестра. Вероятно, крупные колонки обеспечили бы больший масштаб. Но зато здесь очень много деталей и воздуха.
Аналогичная ситуация и с джазом в исполнении Gidon Nunes Vaz Quartet. Соло трубы и флюгельгорна звучит характерно и детально на фоне фортепиано, баса и барабанов, записанных вживую для реального ощущения атмосферы и исполнения.
Непосредственность этих маленьких мониторов вовлекает вас в ваши любимые произведения.
Применительно к классическим джазовым биг-бэндам, скорость и чёткость 4309 были очевидны, даже при игре на высоких уровнях. Колонки используют свои впечатляющие (с учётом размера динамиков) басы, чтобы придать группе реалистичный масштаб. Игра на барабанах сочетает в себе мощь и драйв, а также поразительную чистоту, даже когда музыканты выкладываются на полную катушку.
В абсолютном выражении – и здесь мы говорим о сравнении с колонками намного больше и значительно дороже – JBL 4309 действительно могут что-то упускать. Однако они обеспечивают вас звуком, настолько хорошо интегрированным и сбалансированным, что огрехи легко упустить из виду. Особенно этот эффект заметен в небольших помещениях, где JBL перемещают более чем достаточно воздуха. И всё это – с прекрасной детализацией и остротой средних и высоких частот.
Кроме того, для протокола, попробовав регулировку отдачи ВЧ, автор обзора вернулся к настройке «по умолчанию» для наилучшего баланса.
JBL 4309 отлично справляются с задачей детализации в плотных ретро-миксах, например I Don’t Live Here Anymore от The War On Drugs. И сохраняют при этом плавность музыки. Звук 80-х сочетается с динамиками в стиле 70-х? Идеально!
Итак, перед нами – доведённый до совершенства классический олдскульный монитор. Для которого достаточно просто подобрать стойку – ведь их на рынке с избытком.